Аэропорт — Беговая: взлеты и падения

Сегодняшняя прогулка по Хорошёвскому району будет практически полностью посвящена авиационной истории Ходынского поля.

Сегодняшняя прогулка по Хорошёвскому району будет практически полностью посвящена авиационной истории Ходынского поля. В его сердце, некогда играющего роль военного плаца, в 1910 году возник аэродром, который по праву можно назвать колыбелью русской авиации. Первым его пользователем было Общество воздухоплавания, позднее здесь появился Центральный аэродром им. М. В. Фрунзе, а вокруг — ведущие ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы. Многие из них сейчас переносят подальше от центра города, что является вполне логичным шагом для эффективного использования московской земли, которую, как говорится, больше не производят.

Полет Ту-144 как часть памятника в честь столетия отечественной гражданской авиации

Фото: К. Спасский

3 мая 1922 года с Центрального аэродрома начали выполняться первые в истории России международные авиаперелеты по маршруту Москва — Кенигсберг (нынешний Калининград) — Берлин. 15 июля 1923 года начались и первые регулярные внутренние пассажирские рейсы Москва — Нижний Новгород.

В 1960-х годах здесь был построен Московский аэровокзал — терминал Московского авиационного узла, из которого обеспечивалась доставка пассажиров в аэропорты Внуково, Шереметьево, Быково и Домодедово.

Последний самолет взлетел с Ходынского поля 3 июля 2003 года, это был противолодочный Ил-38SD для ВМС Индии.

Сейчас территория активно застраивается, но между современными зданиями, храмами, спортивными аренами и парком «Ходынское поле», все еще можно услышать эхо первых взлетов. Выражается оно в сохранившихся зданиях бывшего аэродрома, постепенно уступающих место новым строениям. Они, как конденсационный след самолета, все еще видны на карте Москвы, напоминая нам о великом XX веке Ходынки.

Полет у нас сегодня продолжительный. Длина маршрута — 9,8 км, или 14 тыс. шагов.

Начинаем нашу прогулку у станции метрополитена с символичным для тематики нашего сегодняшнего маршрута названием — «Аэропорт». Она была открыта в 1938 году для удобной связи города с Центральным аэродромом, и вплоть до 2003 года такая топонимика была оправданной.

Сейчас станция «Аэропорт» является одним из свидетельств авиационной истории Ходынки. Несмотря на появляющиеся предложения об актуализации названия, важно сохранять такую память места. У любого маленького москвича, проезжающего по зеленой ветке, когда-нибудь возникнет вопрос: «А какой из аэропортов здесь находится?». Так и откроется перед ним целый слой истории Москвы.

Ограда и ворота Московского аэровокзала. Фото: icmos.ru

Первым авиационным артефактом на нашем маршруте являются (1) построенные на рубеже 1940-х и 1950-х годов ограда и ворота аэровокзала. Пилоны, обрамляющие ворота, украшены скульптурными композициями летчиков и парашютисток. Звенья ограды и полотнища ворот декорированы гирляндами, а ворота — широкой филенкой, поясом иоников и пятиконечной звездой. Также выделяется декор — орнамент из дубовых листьев, сосновых шишек, наконечников копий, пиков и звезд.

Въезд на территорию штаба ВВС МВО, 1953 год. Фото: Сергеев А.А. / pastvu.com

В 2018 году их признали памятником архитектуры и взяли под защиту.

Здание аэровокзала Центрального аэродрома им. Фрунзе, 1940 год. Фото: Б. Вдовенко / pastvu.com

Ворота ведут к (2) «старому» зданию Московского аэровокзала, построенному в 1931 году под руководством архитекторов Льва Великовского и Николая Зарубина. В 1936–1937 годах его расширили по проекту Алексея Рухлядева и Владимира Кринского. Позднее в нем располагались штабы Организации Варшавского договора и ОДКБ.

Первое в России здание аэровокзала. Фото: К. Спасский

Многие называют его первым зданием аэровокзала в нашей стране, но технически этот титул принадлежит другому сохранившемуся (3) зданию с адресом: Ленинградский пр-т, д. 37, к. 10. Это еще и самое старое сохранившееся здание Ходынского аэродрома. Оно с 1920-х годов выступало в качестве аэровокзала и командно-диспетчерского пункта, позднее здесь размещался штаб дальних перелетов. В 1960-х годах — вертолетная станция для полетов в аэропорты Москвы.

Аэровокзал и диспетчерская башня Ходынского аэродрома, 1924 год. Фото: St.Sebastian / pastvu.com

Сейчас заброшено и в статусе «продается» ожидает своей дальнейшей судьбы.

Гостиница «Аэростар». Фото: К. Спасский

Напротив него возвышается модернистская (4) гостиница «Аэростар». Изначально планировалось возвести ее к Олимпиаде 1980 года, но из-за затянутого строительства и проблем с финансированием, она вместо этого перешла в разряд долгостроев.

Отель стал вновь актуален в 1989 году, когда на его базе было создано одно из первых в СССР совместных иностранных предприятий — «Аэроимп». Канадцы помогли достроить гостиницу к 1991 году, сделав ее одной из самых престижных и современных в Москве.

В 2014 году «Аэростар» вновь появился в заголовках газет — он стал первым в городе халяльным отелем.

Аквариум в ТРЦ «Авиапарк», 2018 год. Фото: Анатолий Колосов

Далее проходим до самого крупного в Европе торгово-развлекательного центра — (5) «Авиапарк». Логично, что обширные опустевшие пространства были заняты такими масштабными объектами. Всего на Ходынку в 2014 году «приземлилось» 400 тыс. кв. м общей площади, из которых больше половины — арендопригодная. В центральном атриуме был сооружен самый высокий цилиндрический аквариум в мире — 23 м в высоту и 6 м в диаметре.

Мурена Настя. Фото: t.me/aviaparkmsk

Среди тысяч плавающих в нем рыб есть и своя «звездочка». Мурена Настя, найденная запутавшейся в сетях у берегов Шри-Ланки, была спасена и обрела новый дом в Москве, так как теперь на воле жить не сможет. Такое необычное имя она получила от ухаживающего за ней ихтиолога Анастасии, у них сложилась крепкая дружба.

Памятник Михаилу Водопьянову. Фото: К. Спасский

На углу современного парка «Ходынское поле» находится (6) памятник Михаилу Водопьянову. Он в качестве летчика участвовал в операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, за что стал одним из первых Героев Советского Союза.

В честь него теперь назван один из самолетов Sukhoi Superjet 100, а в 2013 году ему был установлен памятник работы скульптора Александра Головачева.

Остатки «взлетной полосы русской авиации». Фото: К. Спасский

Ворота Ходынского аэродрома, 1913. Фото: ArchitectorS / pastvu.com

Воины проносят по Центральному московскому аэродрому Знамя Победы, 1945 год. Фото: Alyoschin / pastvu.com

Проходим между строительными площадками новых бизнес-центров и парком до последнего пустующего кусочка Ходынки. Но это поле асфальта со щебенкой — не обычный пустырь, это та самая (7) «взлетная полоса русской авиации». Совсем скоро и эта ее часть будет справедливо застроена, поэтому, если авиация для вас не только полеты раз в год в отпуск с аэрофобным настроением, спешите оказаться на таком важном историческом месте.

Храм-часовня Архангела Гавриила. Фото: severvik.ru

В конце «взлетки» в 2014 году по проекту Евгения Серова был построен (8) деревянный храм-часовня преподобного Сергия Радонежского, как дань благодарности погибшим во время исполнения профессионального долга деятелям авиационной науки и техники.

Памятник в честь столетия отечественной гражданской авиации. Фото: К. Спасский

В этом году Ходынка обросла еще одним местом памяти, но уже современным. (9) Монумент в честь столетия гражданской авиации выполнен скульптором Салаватом Щербаковым, чьи работы за последние десятилетия раскинулись по всей Москве.

В основании памятника находится полусфера, символизирующая земной шар, над которым «пролетает» первый в мире сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, оставляя за собой длинный реверсивный след. По сторонам от центральной скульптуры размещаются тематические плиты, на которых вы можете увидеть миниатюрные модели самолетов разных лет и другие элементы, связанные с гражданской авиацией. Перед сферой установлены фигуры пилота и бортпроводницы, символизирующие по задумке автора профессионализм и трудолюбие.

Памятник Валерию Чкалову. Фото: ktv-ray.ru

История Ходынского аэродрома настолько богата, что и памятников его бывшая территория теперь вмещает большое количество. (10) Еще один был установлен совсем недавно, в декабре 2024 года, и посвящен легендарному летчику-испытателю Валерию Чкалову, вряд ли нуждающемуся в особых представлениях. Композиция монумента напоминает о более чем 800 испытательных полетах, совершенных им с Ходынского поля в начале 1930-х годов, когда Чкалов служил в Научно-исследовательском институте военно-воздушных сил Красной Армии. Автором работы также выступил Салават Щербаков.

Эксперимент «Марс-500». Фото: mars500.imbp.ru/gallery

Проходим до Хорошевского шоссе, чтобы увидеть корпуса (11) Института медико-биологических проблем РАН. С 2009 по 2011 год здесь проходил международный эксперимент «Марс-500» — моделирование длительной космической миссии на Марс. Основная цель проекта заключалась в исследовании влияния длительного пребывания в замкнутом пространстве на человека и в изучении условий, необходимых для будущих пилотируемых полетов на эту планету. В исследовании участвовало шесть добровольцев из России, ЕС и Китая. Эксперимент длился 520 дней, что соответствовало времени, необходимому для полета к Марсу и обратно, с учетом провождения времени на «красной планете».

Данные эксперимента, конечно же, еще сыграют свою роль в будущем, поэтому отрадно, что будущий полет человека на Марс также начинается с московской Ходынки.

Место гибели Валерия Чкалова. Фото: К. Спасский

Неподалеку находится еще один мемориал (12) — камень на месте гибели Валерия Чкалова. Именно здесь он разбился 15 декабря 1938 года при проведении первого испытательного полета на новом истребителе И-180. Сам истребитель-моноплан в серию не пошел, всего было выпущено около 10 единиц.

ЖК «Дом на Беговой». Фото: К. Спасский

Завершим прогулку у объекта, не сильно связанного с авиацией, но также стремящегося ввысь. (13) Жилой комплекс «Дом на Беговой» в свои 37 этажей и 2467 квартир знаком москвичам как одно из самых массивных зданий города, с некоторых ракурсов выглядящего как сплошная стена, будто закрывающую центр от северных ветров. Дом также известен в интернете из-за популярности в свое время у, так скажем, падших женщин.

Построенный на рубеже 2000-х и 2010-х годов, он является одним из последних примеров не совсем уместной архитектуры для центра Москвы. Новая эпоха развития города ушла в более элегантные и индивидуальные решения, отправив город на взлет после двадцати лет архитектурного упадка.

Кирилл Спасский

 

Последние новости

К длительному сроку лишения свободы приговорен мужчина, совершивший 20 лет назад убийство двух пенсионерок

На основании доказательств, представленных государственным обвинителем прокуратуры Восточного административного округа,

Трудовому коллективу публичного акционерного общества разъяснили порядок декларирования доходов от продажи имущества

Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию. Сотрудники ИФНС России № 4 по г. Москве встретились с трудовым коллективом публичного акционерного общества по экспорту удобрений.

ФТС России в 2024 году предотвратила незаконное перемещение физлицами драгметаллов и ювелирных изделий на 4,3 млрд рублей

Опубликовано: 5 февраля 2025 14:40 ФТС России в 2024 году предотвратила незаконный ввоз и вывоз физическими лицами драгоценных и полудрагоценных камней,

Преобразователь частоты

Все преобразователи проходят контроль и имеют сертификаты с гарантией

На этом сайте представлены актуальные варианты, чтобы снять квартиру в Волгодонске на выгодных условиях

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *